Темы самообразования

 

Критерии оценки защиты творческих работ

Выступление в МБУ дополнительного образования «Центр детского творчества»

 

Программа выступления на РМО учителей эстетического цикла

Программа  "Основы проектной деятельности"(внеурочный курс)

Актуальность и важность программы:

Программа «Основы исследовательской и проектной деятельности» обеспечивает требования Стандарта к организации системно- деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.

 

Цели:

  • Формирование УУД обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для научно-исследовательской и проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к саморазвитию, самостоятельности, целеустремленности, преодоление трудностей;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения наук в жизни общества, понимание значимости инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания;

- развитие компетентности общения;

  • Овладение обучающимися продуктивно- ориентированной деятельностью при помощи поэтапного освоения:

   - основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;

   - методов определения конкретного пользователя продукта проекта или исследования;

   - технологий анализа инновационного потенциала продукта

  • Развитие творческих способностей инновационного мышления обучающихся на базе
  • Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет многообразия поставленных задач и целей учебно- исследовательской и проектной деятельности

Задачи:  

  • Обучение целеполаганию, планированию, контролю
  • Овладение приемами работы с неструктурированной информацией, применение различны х методов исследования ( анкетирование, интервьюирование и т.д анализ информации, интерпритация).;
  • Обучение методам творческого решения проектных задач;
  • Формирование конструктивного отношения к работе;
  • Создание условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.

 

Планируемые результаты освоения программы

для 5 класса.

Личностные результаты:

ученик научится:

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности её решения;

  • основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

  • сотрудничеству со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,

творческой деятельности;

  • осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности

семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

ученик получит возможность научиться:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Метапредметные результаты

ученик научится:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в соответствии с конкретными условями;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • осуществлять сравнение, классификацию;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Предметные результаты

ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • планировать свои действия;
  • проводить методы исследования;
  • осуществлять поиск информации;
  • составлять проекты;
  • проводить исследования;
  • применять методы исследования на практике.

 

Выступление на РМО учителей эстетического цикла "Программа курса по выбору "Декоративно-прикладное искусство"

Пояснительная записка

Рабочая программа: «Декоративно-прикладное искусство» (1-2 класс) составлена на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство». Автор О. А. Кожина. Примерные программы внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование. (В.А. Горский, А,А,Тимофеева, Д.В.Смирнов и др.) под ред. В.А.Горского,-2-е изд.-Москва,  «Просвещение», 2011г.

Для реализации данной программы используется:

  • Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2009г.
  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
  • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
  • httpHYPERLINK "http://www.babvlib.bv.ru Библиотека юного художника.

На изучение ДПИ в 1 классе в учебном плане ОО отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.

Формы текущего контроля: самостоятельная практическая работа.

Форма промежуточной аттестации: объемная декоративная работа.

Цель программы-формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей.

Задачи программы:


-  обеспечить обязательный минимум содержания образования за курс
начальной школы;

содействовать     проявлению     целостного     оптимистического мироощущения     учащихся,     созданию     собственными     силами  'нравственно-эстетической среды общения с искусством с учетом многообразия его видов;

-  способствовать формированию чувства национального достоинства,
культуры межнационального общения, умение видеть памятники
истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;

способствовать   формированию   особых   качеств   мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.       

Важность курса: активное освоение учащимися традиций народного искусство в его главных видах дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности. Работая по данной программе, каждый школьник осваивает духовное наследие предыдущих поколений, осознает свои национальные корни. В программе использовано важнейшее свойство народной культуры - ее живая, органическая системность, позволяющая сформировать личность с целостным восприятием мира и миропониманием.

Планируемые результаты

Данная программа будет способствовать:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни человека;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе кружка на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей пластилина, соленого теста, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Освоение детьми программы по общекультурному направлению направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учащимися 1-4 классов следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Познавательные универсальные учебные действия:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

-осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

-развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

-художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

-развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

-формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- сотрудничать и координировать, в отличные от собственной позиции, мнения других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у учащихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Содержание внеурочной деятельности:

Программа для 1 класса - остоит из 4 тематических разделов.

I  раздел -       «Основы художественного изображения».

II  раздел -       «Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды».

III  раздел -     «Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения».

IV раздел - «Искусство на улицах города».

Формы проведения занятий: изобразительная викторина, практическое занятие, конкурс, экскурсия, беседа, презентация, выставка.

Виды деятельности: творческая, познавательная.

1 класс

«Основы художественного изображения». (5ч)

Основные и составные цвета. Цветик - семицветик

Передача цвета и формы предмета. Наброски с натуры овощей, фруктов

Передача движения. Какой бывает дождик

Силуэт. Натюрморт. Аппликация

Передача характера природы линией и цветом. Осень. Пора плодородия

«Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды». (6ч.)

Составление линейного орнамента из форм растительного мира. Аппликация    

Рисование в полосе орнамента из форм растительного мира. Линейный орнамент

Узор в круге. Ось симметрии. Геометрический орнамент

Орнамент в украшении крестьянской избы. Изображение сказочного домика

Орнамент в украшении крестьянской избы Русского Севера. Изображение наличника

«Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения». (13ч.)

Элементы городецкой росписи по дереву. Серия упражнений по заполнению формата листа элементами городецкого орнамента (розаны, купавки)  

Импровизация по мотивам городецкой росписи. Роспись спинки детского стульчика.  

Разработка серии эскизов- импровизаций по мотивам народной росписи по дереву (Городец)для декорирования разделочной доски, коробочки

Декоративное панно с характерными элемен-тами Городца (аппликация). Коллективная работа.

Злементы росписи загорской игрушки. Импровизация по мотивам росписи матрёшки

Глиняная игрушка. Элементы дымковского орнамента

Дымковская глиняная игрушка. Импровизация по мотивам. Лепка и роспись.

Народная игрушка. Аппликация. Коллективная работа

Упражнения в рисовании птиц- мотивов городецкого орнамента

Украшение ларцов по мотивам городецкой народной росписи. Коллективная работа

Искусство на улицах города. (10 ч.)

Форма здания и фантазия. Создание макетов фантастических конструкций

Образ здания и его назначение. Конструирование здания с определённым образом

Выражение намерений человека через конструкцию и декор. Конструирование из бумаги силуэтов и парусов для двух флотов: доброго и злого

Выражение намерений, целей через украшение. Украшение парусов и кораблей двух флотов: доброго и злого.

Характер и ритм объёмов. Конструирование макетов современного города