Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия» города Ярцева Смоленской области

Творческий проект
«Иллюстрации к книге
А.С. Пушкина «Дубровский» »

Выполнила: ученица 7 «Б» класса
Таткало Елизавета
Руководитель: учитель изобразительного искусства
Панкова Татьяна Анатольевна

г. Ярцево
2016 г.
Содержание
Введение. Актуальность выбора темы ..………………………………………….…2
1. Подготовительный этап ……………………………………………………....…...4
1.1 Обоснование возникшей проблемы и потребности………………………...4
1.2 Определение конкретной задачи и ее формулировка………………………4
2. Практический этап…………………………………………………………………5
2.1 Ознакомление с литературой по данной проблеме………...………………5
2.2 Анкетирование детей и взрослых…………………………………………....5
2.3 Беседа с педагогом ………..………………………………………………….5
2.4 Выявление основных требований к иллюстрации………………………….6
2.5 Исследования………………………………………………………...…….…6
2.6 Разработка идей, вариантов………………………………………………….9
2.7 Анализ идей и выбор лучшего варианта………………………………...….9
2.8 Выбор материалов, инструментов, оборудования…....................................9
2.9 Последовательность изготовления иллюстрации ….…………………….10
2.10 Экономическое обоснование……………………………………………....11
2.11 Изготовление книги……………………………….………………………..11
3. Заключительный этап………………………………………………………...…..12
3.1 Оформление проекта ……………………………………………...………..12
3.2 Самооценка…………………………………………………………………..12
4. Заключение………………………………………………………………………..13
5. Список используемой литературы и Интернет- ресурсов……………………..14
Приложение №1…………………………………………………………………...…15
Приложение №2……………………………………………………………………...16
Приложение №3……………………………………………………………………...17
Приложение №4……………………………………………………………………...18
Приложение №5…………………………………………………………………...…19
Приложение №6………………………………………………………………...........20

Название проекта Серия иллюстраций к книге А.С.Пушкина « Дубровский».
Адресация Предназначен как для детей 10-17 лет, так для взрослой аудитории (18-99лет)
Участники Педагог, дети, родители.
Тип проекта Творческо- исследовательский
Обоснование темы
выбранного проекта Тема выбрана для того, чтобы при изучение произведения ученики могли представить образ героев из книги.
Цель проекта Изготовить серию иллюстраций к произведению А.С. Пушкина «Дубровский»
Задачи проекта • Познакомиться с историей написания произведения «Дубровский» А.С. Пушкина
• Собрать информацию о иллюстрациях разных художников к произведению «Дубровский» А.С. Пушкина
• Сделать иллюстрации к произведению
• Создать серию иллюстраций своими руками к книге «Дубровский» А.С. Пушкина

Этапы проекта 1-й этап – подготовительный. На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта; я читала и рассматривала литературу по теме, в домашних условиях работала с Интернет- ресурсами.
2-й этап – практический. Проанализировала полученную информацию. Анкетирование учащихся. Был проведен опрос учащихся 6-го класса и взрослых. Созданиеиллюстраций.
3-й этап – заключительный: обобщение результатов: обобщение результатов анкетирования; защита проекта;
Планируемый результат Выступление на классном часе у 6-го класса, демонстрация серии иллюстраций. Представление иллюстраций на уроке ИЗО.

Введение, актуальность выбора темы.
В 6 классе на уроке литературы мы проходили произведение А.С Пушкина «Дубровский» в книге совсем не было иллюстрации и я решила изобразить героев сама… Таким образом, я определила проблему исследования – создать иллюстрации к книге своими руками. Наметила план действий и решила собрать материал по этой теме, осуществить поиск информации, сделать иллюстрации (продукт) и рассказать о своей работе ученикам. Мой исследовательско - творческий проект назвала «Серия иллюстрации к книге «Дубровский» автор А.С. Пушкин».
Тема проекта: «Иллюстрации к книге«Дубровский».
Цель работы:
• Изготовить иллюстрации к книге А.С. Пушкина «Дубровский»
Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:
• Познакомиться с историей написания произведения «Дубровский» А.С. Пушкина
• Собрать информацию о иллюстрациях разных художников к произведению «Дубровский» А.С. Пушкина
• Сделать иллюстрации к произведению
• Создать серию иллюстраций своими руками к книге «Дубровский» А.С. Пушкина
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы и материалов Интернет- ресурсов по данной теме; анкетирование; интервьюирование.

Этапы работы:
1. Подготовительный
1.1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
1.2. Определение конкретной задачи и ее формулировка.
2. Практический
2.1. Ознакомление с литературой по данной проблематике.
2.2. Анкетирование детей и взрослых. Обработка анкетных данных
2.3. Беседа с педагогом истории
2.4. Выявление основных требований к изделию.
2.5. Исследования.
2.6. Разработка идей, вариантов.
2.7. Анализ идей и выбор лучшего варианта.
2.8. Выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования
2.9. Последовательность изготовления изделия.
2.10. Экономическое обоснование.
2.11. Изготовление изделия.
3. Заключительный этап
3.1. Оформление проекта.
3.2. Самооценка.

Этапы работы над проектом.
1 этап – подготовительный.

На этом этапе я выбрала цель, задачи проекта, провела беседу с руководителем. На занятии, посвященном проекту, был разработан план работы и сроки его выполнения (Приложение №1).

2 этап – практический.

2.1 Ознакомление с литературой по данной проблематике.

Для ознакомления с литературой по данной теме я обратились за помощью в Центр по библиотечной работе с детьми МУК «Ярцевская районная центральная библиотека». Библиотекарь показала мне книги разных изданий. Я просмотрела фильм «Дубровский».Сделал заметки насчет образа героев которые представлены в фильме.
2.2 Анкетирование детей и взрослых. Обработка анкетных данных.
Ученикам 6 класса я предложила ответить на вопросы анкеты (приложение №2). Затем, предложила ответить на эти же вопросы взрослым: родителям, родственникам, соседям. В анкетировании участвовало 34 ученика 6-х классов, 9 взрослых. В ходе анкетирования выяснили, что 80% опрошенных взрослых читали произведение А.С. Пушкина «Дубровский», 4% затрудняются ответить, 6% не слышали о таком произведение; 98% опрошенных учеников знают об этом произведении, 2% не читали.
2.3 Беседа с педагогом литературы.
У учителя литературы я спросила про интересные факты о написание произведение А.С. Пушкина «Дубровский» и узнала несколько новых фактов.
2.4 Выявление основных требований к изделию.

• Серия иллюстраций должна быть эстетически привлекательной, качественной, красивой, яркой;
• Иллюстрации должны качественно выполнены, учитывая требования.
2.5 Исследования.
Для того, чтобы изготовить иллюстрации своими руками, нужно сначала познакомиться с видами изобразительного искусства
• Живопись (работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)
• Графика (работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
• Скульптура (работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)
• Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
• Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)
Выбрав графический способ, я решила выполнять иллюстрации пастелью.
Графика (от гр. grapho — пишу, рисую) — вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.
Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах — эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.
Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств — графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления: печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое. Термин «графика» первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX — начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Язык графики и главные его выразительные средства — это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.
Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении — линия или пятно, каково его назначение.
Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле.
Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.
В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.
Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.
Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение, а также печатная графика. Графические листы легко переносимы, они могут быть предназначены не только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий. Специфическими видами являются в станковой графике — лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Художественное оформление газет и журналов строится на основе связи с текстом, так же как и в книжной графике, и выдерживается в едином стиле в рамках одного типа издания.
Важнейшей областью является книжная графика. В древних рукописных книгах рисунки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры.
Все элементы книжного оформления — и расположенные внутри книги, и внешние — создают целостное произведение искусства. Художник определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), разнообразного иллюстративного материала. Но особенно велика роль художников-иллюстраторов, когда они выполняют элементы внешнего оформления книги (суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации).
К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое другое. Этикетки на различных упаковках — это тоже прикладная или промышленная графика (промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает сориентироваться в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш быт.
В самостоятельную область графики выделяется плакат. Он, как правило, живо откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.). Принято выделять несколько основных видов плакатов: политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально-зрелищные и др.
Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные.
Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.
Замысел романа "Дубровский" возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, "который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других", становится основой романа "Дубровский".

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: "21 октября 1832 года". Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа:
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством, венчание – сражением. Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.
"Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…"1

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.
2.6 разработка идей, вариантов
В процессе изучения видов изобразительного искусства я узнала о разных матерьялах на которых и которыми можно выполнять иллюстрации.

2.7 Анализ идей и выбор лучшего варианта

Варианты цена качество Достаточно
умений Наличие приспособлений саморазвития в процессе работы
Бумага для принтера + - + + +
Акварельная бумага - + - + +
Бумага для пастели + + + + +

Сделав анализ я остановилась на том , чтобы выполнить иллюстрации на пастельной бумаге.
Выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования.
Для изготовления иллюстраций мне понадобится: Пастельная бумага (формат А4), карандаши цветные, карандаши простые, ластик, пастель.
2.8 Последовательность изготовления книги
Основные этапы представляем в виде таблицы:


этапа Название этапа Время исполнения
(часы, мин) инструменты материалы Прило-жение №
1 Подготовительный 10 мин. - - 8(1)
2
Практический 3 часа Интернет-ресурсы, книги Пастельная бумага, карандаши цветные, карандаши простые, ластик, пастель
3 Заключительный 2 часа Интернет-ресурсы, книги -
4 Самооценка 5 мин - -

2.10 Экономическое обоснование.

№ Наименование Количество
Цена ( руб.)

1 Пастельные листы 15 шт 175
2 Простые карандаши 1 шт 10
3 Ластик 1 шт 8
4 Пастель 1 упак 400
5 Цв. карандаши 1 упак 180
6
7
ИТОГО 733

2.11 Изготовление изделия. Контроль качества.

Эксплуатация проектируемого изделия не повлечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Иллюстрации выполнены аккуратно, с учетом техник выполнения. Продукт соответствует требованиям.

3 этап – заключительный.
3.1 Оформление проекта
На данном этапе я привела все данные по проекту и сформировала проект по плану. Проект выполнялся под руководством учителя ИЗО Панковой Т.А. и консультаций учителя литературы Усковой О. В.
3.2 Самооценка
При изготовлении иллюстраций были использованы экологически чистые материалы. Эксплуатация проектируемого изделия не повлечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Иллюстрации выполнены аккуратно, обладают эстетическими качествами.
При работе над проектом
• познакомилась с различными видами искусства.
• узнала историю написания произведения А.С. Пушкина «Дубровский»
• изучила литературу.
• приобрели такие качества, как терпение, усидчивость, стрессоустойчивость,
• научились проводить интервьюирование, анкетирование
• научилась обрабатывать информацию, делать выводы.
• научились применять методы исследования на практике

4. Заключение, практическая значимость.
• В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: цель работы достигнута, я изготовили серию иллюстраций к книге А.С. Пушкина «Дубровский»
Нашла много материала о изобразительном искусстве, рассказала об этом одноклассникам; научилась планировать нужный результат, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; систематизировать и анализировать информацию применять методы исследования на практике;
Серию иллюстраций к книге А.С. Пушкина «Дубровский» можно применять:
• При изучение этой книги на уроках литературы
• при изучении изобразительного искусства на уроках изобразительного искусства;

5. Список используемой литературы и Интернет- ресурсов
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://literatura5.narod.ru/pushkin_dubrovsky1.html
3. http://interneturok.ru
4. https://otvet.mail.ru/
5. http://www.bibliotekar.ru/

Приложение № 1

План работы над проектом:

1. выбор иллюстраций (1 дня)
2. выбор материалов для рисования иллюстраций(30 мин)
3. выбор формата листов (15 минут)

Приложение № 2

Анкетирование

1. Читали ли вы роман « Дубровский»?
2. Ваш любимый персонаж?
3. вы читали произведение с иллюстрациями?
4. любите ли Вы рассматривать иллюстрации к произведениям?